ШАМАТХА (тиб. Шине) означает спокойствие ума. Эта медитация выполняется в положении сидя, и во время нее в основном сосредотачиваются на дыхании.
Практика осознанного дыхания.
На этом этапе объектом сосредоточения становится наше дыхание. Мы наблюдаем за нашей позой и исправляем ее в соответствии с данными выше объяснениями. Мы должны считать каждое дыхание: каждый цикл выдоха и вдоха – это один раз. Счет помогает направить ум на дыхание в настоящем моменте, и вернуть его назад, когда фокус теряется.
Так мы продолжаем считать от 1 до 7 или до 21. Мы начинам с выдоха, выдыхаем мягко, полностью, пока не почувствуем, что живот подтягивается, и затем мягко полностью вдыхаем, пока не почувствуем, как живот наполняется и поднимается. Каждый раз, когда наш ум отвлекается от дыхания, мы отмечаем это про себя и снова возвращаем наше внимание к дыханию, начиная отсчета заново с 1.
Так как в обычной жизни мы дышим очень поверхностно, может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к такому способу дыхания, хотя на самом деле оно является для нас естественным. Со временем, чтобы дышать полной грудью, мягко и глубоко, усилий больше не понадобится.
Мы начнем медитировать плодотворно, когда станем замечать поток своего дыхания. Выдыхаем мягко и также медленно вдыхаем, без задержки воздуха. В случае появления мыслей, мы должны продолжать сосредотачиваться на потоке дыхания, не обращая на мысли внимания, говоря себе: «Мысль, мысль, мысль». Мы наблюдаем наше дыхание, направляя наше внимание на то, как мы дышим, медленно или принудительно. Мы чувствуем наше тело, замечая, есть ли какая-либо боль, здесь мы повторяем то же, что и в случае с мыслями: «Боль, боль, боль», – и снова возвращаем фокус внимания на дыхание. Мы изображаем легкую улыбку Будды, ощущая внутренний покой, который проявляется, когда мы осознаны. В таком внутреннем состоянии покоя, мы снова возвращаемся к сосредоточению на процессе дыхания. Так мы продолжаем около 15-20 минут. Также можно выполнять 10-ти минутные сессии.
Нечего доказывать, просто будьте вместе с дыханием. Если счет вас беспокоит, можете перестать считать. После этого, если можем, мы начинаем понемногу двигаться и готовимся практиковать Випашьяну.
*на последнем Ритрите Джигме Ринпоче начинал отсчет с вдоха, что по его словам, более привычно европейским ученикам.